ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВИТРАЖ
Художественный витраж как традиционный вид монументального искусства - это сюжетная или орнаментальная композиция из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет. Слово «витраж» происходит от латинского «vitrum», что означает «стекло». Да и сама история витража, насчитывающая несколько тысячелетий, напрямую связана с открытием стекла. Строго говоря, витражи появились из-за неумения людей отливать большие стекла.
Витражи, как и само цветное стекло, всегда стоили достаточно дорого и издревле были украшением дворцовых и храмовых интерьеров. По первоначальной технологии, названной классической, стекла соединялись между собой специальным свинцовым профилем.
Расцвет классического витража приходится нa XIII-XIV века, на готическую архитектуру. Последующее проникновение витражей в жилые и общественные здания сопровождалось вытеснением религиозной тематики светской, отражая современные течения в искусстве и следуя эстетическим требованиям духа эпохи. Второе рождение витража во второй половине XIX века связано с появлением опалисцентных стекол и новой технологии, названной по имени изобретателя (американца Луиса Комфорта Тиффани). По технологии «тиффани» отдельные куски стекла обклеиваются медной фольгой, облуживаются, а затем спаиваются между собой. Этот способ позволяет изготавливать витражи на практически любой криволинейной поверхности с очень мелкими деталями, что существенно расширило возможности их применения.
Стремительное развитие техники в XX веке, появление новых направлений в архитектуре и дизайне обусловили проникновение высоких технологий и в витражное искусство. В технических возможностях современных витреариусов (мастеров витража) появились «фьюзинг» (высокотемпературное спекание при взаимной диффузии разных стекол), «кастинг» (послойное литье стекла, известное у нас как «муранское»), глубокая пескоструйная гравировка, «моллирование» (искривление стекла при нагреве). Особенно необходимо отметить группу новых технических приемов (фальшфитраж, пастовый витраж, технология SGO), при которых витраж изготавливается на едином, неразрушаемом базовом стекле. Это позволят размещать витраж в стеклопакетах (без ухудшения их теплофизических свойств), широко используемых в пластиковых и алюминиевых конструкциях.
Готика и модерн, рококо и классика, арт-нуво и минимализм, пост-модерн и хай-тек - не существует стиля, в котором нельзя было бы с успехом использовать витраж. В нем можно сконцентрировать практически неограниченное количество цветов и оттенков, необходимых для того, чтобы разнообразить любой интерьер.
Можно отметить ряд существенных преимуществ использования витража при планировке и оформлении интерьера.
Декоративные возможности витражей
Организация четко выраженных витражных зон в большом помещении, полностью сохраняющая ощущение единого пространства; создание уютной и приватной обстановки при помощи размещенных в потолке крупноформатных витражных светильников; придание скупому интерьеру обычного актового зала обстановки парадности и торжественности только за счет применения витража с многоконтурным освещением в обычной конструкции подвесного потолка (без каких-либо конструктивных изменений и ремонта). Ни один декоративный прием не справится с подобными задачами лучше витражей.
Утилитарные возможности
Убрать неприглядный вид из окна или обыграть его с помощью полупрозрачных рисунков. Закрыть от посторонних взглядов нижний этаж дома, создав большую гостиную с вечнозеленым летом с помощью витражных стеклопакетов в пластиковых конструкциях. Организовать красочное освещение в подвальных помещениях, ванных, прихожих и других комнатах без естественного доступа света. Это лишь небольшая часть утилитарных проблем, успешно и изящно решаемых с помощью витражей.
Универсальная своевременность
Решение об использовании витража может быть принято на любом этапе проектирования или строительства. В зависимости от задачи, решаемой художником, витраж может стать как отправной точкой в формировании интерьера, так и заключительным штрихом, подчеркивающим цветовую и стилистическую целостность окружающей обстановки. При этом витраж легко вписывается даже в готовый интерьер, объединяя цветом и светом форму, подчеркивая своеобразие помещения.
Взаимодействие витражей с внешним окружением
В современном доме, оформленном витражами, они становятся главным элементом интерьера, меняя антураж и настроение в зависимости от времени суток. Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих волшебных вечерних огней. Не менее магическая связь освещенности витражного интерьера с временем года, погодой или окружающим ландшафтом. С другой стороны, витражи значительно улучшают экстерьер здания вечером и ночью при включении внутреннего освещения.
Эксклюзивность витражей
Проблема эксклюзивности одна из важнейших, возникающих при разработке и оформлении интерьера. Единственный вид прикладного искусства, «неиспорченный» массовым производством и не вызывающий сомнений в эксклюзивности, это витраж. За всю тысячелетнюю историю своего существования это искусство ни разу не становилось на промышленный конвейер, его создание всегда оставалось привилегией авторских мастерских.
Индивидуальность интерьера значительно усиливается за счет умело подобранных арт-объектов, выполненных в витражном стекле Панно, картины, навесные медальоны, столешницы, вставки в мебель придают интерьеру изящество и законченность. Очень популярно использование витражной техники при изготовлении светильников - абажуры, люстры, бра, настольные лампы, торшеры. Впервые такие светильники появились благодаря компании Tiffany & Со в XIX веке. Как и много лет назад, сегодня все настоящие витражные арт-объекты делаются в единственном числе, обычно на заказ, и являются символом респектабельности дома и хорошего вкуса хозяев.
Витраж давно уже перерос функцию лишь заполнения проемов или декоративного элемента интерьера. Он способен эмоционально и ритмически организовать пространство, стать тем самым стержнем, вокруг которого может быть выстроен не только интерьер, но и экстерьер здания. |